|
|
|
Константин Андреевич
Пшенко, доктор исторических
наук, зам. начальника главного экспертно-аналитического управления
Совета Межпарламентской ассамблеи стран-участников СНГ
|
Валентина Викторовна
Панина, заслуженная
артистка России,
актриса Академического
драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской
|
Мирза Алиевич Алиев,
заслуженный работник культуры РФ, генеральный директор Государственного
производственного киновидеопредприятия Ленинградской области
|
|
|
|
Адам Ахмед Абдалла,
генеральный секретарь
общественной организации
"Африканское единство"
|
Рена Яковлевна
Горковенко,
музыкант, педагог
|
Наталья Игоревна
Ромашко,
экскурсовод
|
В канун праздника Великой победы часто вспоминали
о весточках военных лет, знаменитых "треугольниках",
которые доставляла тысячам и миллионам жителей страны полевая
почта. В те суровые годы, видя у своих дверей почтальона, люди
воспринимали его как вестника - и сердце сжималось: какую весть
принёс он нам? Радостную - "Жив, здоров, не ранен, представлен
к награде"? Или
Иногда кажется, что сегодняшний мир уподобился
театру военных действий. Включая телевизор, рас-крывая газету,
заходя на новостной сайт в Интернете, люди уже невольно ожидают:
что там - известие об очередной волне экономического кризиса,
о теракте, техногенной катастрофе, стихийном бедствии? И так
часто к нам являются большие и малые вестники того, что наш
мир стал дряхлым и больным, что "неладно что-то в датском
королевстве".
Нам говорят: люди хотят таких вестей. Есть
известное английское выражение - if it bleeds, it leads (т.е.
на первую полосу газеты или в прайм-тайм пойдёт новость, связанная
с кровью, смертью, насилием).
29 апреля, в преддверии великого праздника,
Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис собрал в своих стенах
людей, которые уверены в обратном: мир ждёт добрых вестей, вселяющих
надежду и придающих силы. Ждёт с той же страстностью, с какой
в далёкие военные годы ждали радостного письма от солдата с
передовой. Участники диалога, известные в городе и стране политики,
деятели культуры и искусства, руко-водители общественных организаций,
размышляли над вопросом о том, кто способен быть вестником мира.
Можем ли мы взять эту роль на себя? Какими знаниями и силами
мы должны обладать для этого? Может быть, стать вестником мира
очень просто - так же просто, как сложить треугольником листок
бумаги с письмом (не надо даже конверта)?
|
"Как
слово наше отзовётся
" (барьеры и мосты):
|
Константин Пшенко: В современных условиях
культурные и религиозные различия, к сожалению, часто становятся
барьером. Я пришёл в Межпарламентскую ассамблею СНГ в 1992 году.
Наша организация занималась разрешением конфликта в Нагорном
Карабахе. Да, сейчас там людей не убивают, хотя и мира настоящего
нет. И я вижу, насколько высока цена даже одного-единственного
слова или фразы, если это слово или фраза произнесены деятелем
культуры. Вроде бы что-то уже начинает налаживаться, и вдруг
какой-нибудь деятель культуры или религиозный лидер скажет что-то
об истории или географии: мол, это наша территория, это принадлежит
нам, или о том, что в начале прошлого века кто-то убил или оскорбил
его предков, - и конфликт вспыхивает с новой силой. Очень важный
момент - влияние СМИ.
Политикам молодёжь не верит, а писателю, музыканту,
религиозному деятелю - верит. Стоит ему что-то сказать - и тысячи
людей выходят на площади. Ведут-то их потом другие, но пользуясь
в качестве аргумента словами этих авторитетов ("А вот он
сказал
"). Это очень серьёзно.
Говорят, что дьявол - в мелочах. Одно неосторожное
слово - и сразу конфликт.
От чего идёт эта нетерпимость?
Первая причина - незнание культуры соседнего
народа. А вторая - неуважение к представителям других культур,
вызванное самомнением, ложным чувством собственного превосходства:
только я прав, а вы ничего не понимаете.
Мирза Алиев: Говорят, что человек -
самое высшее и самое низшее существо на Земле. И то же самое
относится к кинематографу. Он такой полярный: может нести человечеству
самые высокие духовные ценности и, напротив, может разрушать.
Культура способна привести к великим войнам или наоборот "разрулить"
конфликтующих людей. На ум приходит потрясающий канадский фильм
"Рождество", в котором рассказывается история двух
семей - христианской и мусульманской, - сумевших найти общий
язык благодаря дружбе детей, двух маленьких девочек, оказавшихся
вместе на празднике Рождества. Так культура может объединять
человека с человеком.
Валентина Панина: Вспоминаю ретрит
"Покой ума", который Брахма Кумарис организовали в
городе Маунт Абу, в Индии. Мы, приехавшие из 50 стран мира,
пробыли там всего семь дней, но, расставаясь, просто плакали
и говорили всем и каждому: "Да, возможно, мы больше не
увидимся, но мы любим друг друга!". Это было чудо: араб
и еврей сидели за одним столом и говорили: "Мы хотим всегда
жить так, как здесь". Что это было? Это было чудо слов,
взглядов, атмосферы. Это было разрушение барьеров и создание
мостов.
|
Кто
является для вас вестником мира?
Валентина Панина: Для меня вестник
- это человек, несущий добро не на словах, но самим своим существом.
Это может быть простая бабушка из деревни; она окончила два
класса, но от неё веет таким добром, что встреча с ней - улыбка,
стакан воды, взгляд - это подарок. Это и становится вестью мира
и силы. Это может быть совсем чужой, незнакомый человек: "И
улыбка, без сомненья
" От этого я заражаюсь, успокаиваюсь;
если мне было плохо, от этого становится лучше.
Рена Горковенко: Люди, которые меня
окружают, и являются для меня вестниками. Себя я тоже считаю
вестником для моих учеников, потому что я думаю не только о
том, как научить их играть на инструменте, но занимаюсь их воспитанием.
Не могу остаться равнодушной к своим коллегам и к детям. Я воспринимаю
это как свою миссию. Желание что-то сделать не только для себя,
но и передать другим то, что можешь, что видишь, - я считаю,
это очень важно.
|
Как
стать вестником мира?
Наталья Ромашко: Во многих культурах
в роли вестников выступают ангелы. Ангел светлый и лёгкий, то
есть он чист и радостен. Поэтому ему легко парить над землёй
и быстро переноситься с места на место. И самое главное: ангелы
приносят людям весть от Бога. Ангелы - почтальоны Бога. Мне
кажется, что если мы чаще будем вспоминать о Нём как об Отце
всех душ на Земле, мы сможем воспринимать окружающих как своих
братьев. А если мы - братья, если мы не чужие, нам хочется нести
друг другу мир и силу.
Валентина Панина: Хотя сегодня в обществе
нет прежней духовности, нравственности, в жизни всё равно всегда
есть место подвигу и мужеству. Каждый человек сам может определить
для себя границы своей нравственности. Начни с себя!
В нашей профессии есть понятие сверхзадачи. И эта сверхзадача
должна быть не только у актёра, но у каждого человека. Это может
быть вера в Бога, вера в силы человеческой души. Пример сверхзадачи:
не причини человеку боли, не сделай зла. Поступай так, как хочешь
чтобы поступали с тобой.
Рена Горковенко: Я думаю, что это должен
быть человек добрый и опытный, тот, кто не завидует другим,
но является самодостаточным.
|
Вестник
силы: способен ли покой остановить
агрессию?
Константин Пшенко: Спокойствие остановит
агрессию только в одном случае: когда спокойных людей будет
гораздо больше, чем беспокойных. Если человек спокойный, твёрдо
стоящий на своей позиции, он может многое, ведь, знаете, агрессия
трусовата
Валентина Панина: Вспомните мальчика
из "Иванова детства". Он был спокоен, сосредоточен,
целенаправлен. И именно поэтому победил. А "Семнадцать
мгновений весны"! Штирлиц - как ему веришь! А ведь это
и есть огромная внутренняя сила, концентрация, покой ума.
Наталья Ромашко: Думая над этим вопросом,
я часто вспоминаю такую притчу. Один султан велел мастеру подготовить
для его двора бойцового петуха. "Петух готов?" - спросил
он через месяц. "Нет, мой повелитель, - ответил мастер.
- Пока не готов. Едва увидев других петухов, он тут же кидается
в драку с ними". Прошёл ещё месяц. "Готов петух?"
- снова спросил султан. "Нет, повелитель. Время от времени
он дерётся со своей тенью". А ещё через месяц мастер сам
пришёл к султану: "Петух готов". "Как ты это
определил?" - спросил султан. "Он спокойно стоит.
И другие петухи, завидев его, разбегаются сами. Они чувствуют
его силу и даже без боя признают себя побеждёнными".
|
Вестники
мира в современном обществе:
миф или реальность?
Константин Пшенко: Это не миф, а реальность.
Иначе жить было бы очень трудно. Во-первых, на нас и теперь
продолжают влиять те великие, которые жили в прошлом, - слушаем
ли мы Баха, читаем ли Канта… Но это могут быть и не только великие
древние! К сожалению, сегодня в зале нет Диди Сантош, руководителя
Центра, в котором мы находимся, но я могу сказать, что в 1990-е
годы, когда Центр Брахма Кумарис здесь, в Петербурге, только
начинал свою деятельность, я, честно говоря, не верил, что это
удастся. А теперь вижу: удалось! И столько людей приходит сюда
и ощущает покой и силу. Вот оно, конкретное олицетворение покоя
и силы. Так что это реальность.
Адам Ахмед Абдалла Ицхак: Миф или реальность?
Я верю в человека. Кто верит в человечество, должен думать,
что это реальность. Без этого нет будущего. Адам - это христианское
имя, первый человек мира. Ахмед и Абдалла - мусульманские имена,
Ицхак - еврейское. Получается, что моё имя символизирует единство
всех! Не так давно мы проводили фестиваль "Наш дом - планета
Земля" с участием студентов из разных стран. И мне было
очень приятно смотреть, как ребята разных национальностей, разных
религий вместе играют, поддерживают, обнимают друг друга. По
радости в их глазах я понял, что мы на правильном пути. Да,
у всех разные взгляды. Кто-то верит в одно, кто-то в другое,
но при этом все мы верим, что мы - люди и что мы должны сделать
очень многое для человечества. И наша сегодняшняя встреча ещё
раз убеждает меня в том, что это - реальность и что в нашем
мире всё будет хорошо.
|
Весть
о мире на языке музыки и драмы
|
|
|
Песню "На
одном языке"
чудесно исполнил Александр Пахмутов, солист театра "Северная
Венеция"
|
Спектакль-притча
"Отец и четыре брата"
в исполнении молодёжного коллектива
Санкт-Петербургского Центра Брахма Кумарис
|
|
|
Приглашаем
всех внести свой вклад в празднование
Международного года сближения культур!
|
|