Мы очень
хотим быть счастливыми, здоровыми и богатыми. Мы хотим жить в мире, в
котором царит согласие. Мы больше не хотим воевать. На своем горьком опыте
мы убедились, что международные конференции, хартии и декларации, равно
как и личные усилия мировых лидеров, ни на шаг не приблизили нас к исполнению
наших желаний. Поэтому наши надежды на изменение ситуации в лучшую сторону
могут быть связаны только с созданием новой культуры взаимоотношений на
всех уровнях человеческого сообщества. А такая культура окажется жизнеспособной
и долговечной лишь в том случае, если она будет опираться на изначально
присущие человеку нравственные качества. И если мы хотим, чтобы грядущее
тысячелетие не было похожим на предыдущие, мы должны исходить из того,
что человеку свойственны добродетели.
В сегодняшнем
мире мы привыкли жить очень быстро, и у нас нет ни минуты свободного времени.
Однако давайте все же выделим в своем расписании хотя бы один час для
того, чтобы, оставшись наедине с собой, прислушаться к безмолвному голосу
души. И тогда мы увидим, что, каким бы стремительным ни был темп нашей
жизни, насколько бы сильной ни была наша тяга к острым ощущениям, как
бы твердо ни верили мы, что в страдании заключено благо в
глубине нашего сердца всегда есть желание покоя и счастья. Не потому ли,
что это и есть наше естественное изначальное состояние?
Все то, что мы
привыкли ценить в себе и в других образование, богатство,
положение, сильные мышцы, совершенный овал лица,
все это изменяется с течением времени, а способность человека испытывать
и выражать счастье, покой и любовь постоянны и являются подлинной
основой его личности. Разве человек, наделенный такой способностью, не
достоин уважения?
Счастье,
покой, любовь эти жизненные ценности, или добродетели, одинаково
ценятся во всех уголках Земли. Может быть, человек, который живет на другом
берегу реки, не посещает церковь. Может быть, он ест деревянными палочками
или носит серьгу в носу. Может быть, он даже не умеет читать и считает
только до трех. Но вся его жизнь это лишь проявление врожденного
стремления к счастью, и в этом он ничем не отличается от меня. Да, Запад
есть Запад, Восток есть Восток и тем не менее внутренняя духовная
природа тех, кто живет на Западе, и тех, кто живет на Востоке, одинакова.
Осознав это, мы наконец-то сможем на деле ощутить себя единым человеческим
братством.
Уважение
и ненасилие, щедрость и солидарность в этом нет ровным счетом
ничего нового. И с уст большинства из тех, кто впервые знакомится с принципами
культуры мира, изложенными в "Манифесте 2000 года", сразу же
слетают слова: "А мы всю жизнь так и живем". К сожалению, наша
повседневная жизнь опровергает эти утверждения. Несмотря на то, что все
мы признаем важность основ социального поведения, изложенных еще в Ветхом
Завете, те установки, которыми мы сознательно или несознательно руководствуемся
в своих поступках, опираются на
совершенно другую систему ценностей. И чтобы переход от культа войны и
насилия к культуре мира и ненасилию произошел не только в документах Саммита
Тысячелетия, приурочен ного к 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, необходимы
изменения в нашем мировоззрении.
Может быть,
именно поэтому одним из ключевых партнеров ЮНЕСКО в программе Международного
Года культуры мира стал Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис.
В течение многих лет БКВДУ занимается благотворительной работой в области
духовного просвещения, распространения нравственных ценностей и международного
сотрудниче ства. Для студентов этой организации принципы культуры мира,
изложенные в Манифесте, уже давно являются естественной нормой жизни.
И роль университета, как "Вестника Манифеста 2000 года" не ограничивалась
только сбором подписей. Большое внимание уделялось организации различных
общественных программ, посетители которых могли не только ознакомиться
с Манифестом и подписать этот документ, но и всесторонне обсудить концепцию
культуры мира, а также открыть для себя всю глубину этих простых правил.
"Однажды
мы победим. Однажды мы станем едиными. Однажды мы будем жить в мире",
пел любимец публики Поль Робсон. Никто, кроме нас самих, не назовет нам
точную дату исполнения этих надежд. Так почему бы нам не назначить ее
на сегодняшний день?
Сергей Даниленко
|