г.Москва

Миг озарения (интервью с ученым)

    Программа с таким названием состоялась в сентябре 2002 года в центре Всемирного Духовного Университета Брахма Кумарис в Москве. Это был откровенный разговор о процессе научного творчества, личности ученого и о том, каковы средства раскрытия и использования творческого потенциала личности в сфере науки. Во встрече участвовало около 200 человек. Зал был переполнен.

    Представителям самых разнообразных отраслей научного знания заранее было предложено заполнить анкету, вопросы которой касались их личного опыта, удовлетворенности результатами своей деятельности, взаимоотношений с коллегами, эффективности использования времени, незабываемых мгновений в научном творчестве. Ответы на эти вопросы (а было собрано более 50 анкет) легли в основу обсуждения предложенной темы.

    Гости программы активно участвовали в обсуждении. На экране, в виде презентации, быт представлены вопросы как пища для размышлений для всех присутствующих и наиболее характерные ответы на них. Доверительный и дружелюбный тон разговора, мягко звучащая музыка создавали настроение.

    Насколько ученые удовлетворены результатами своей научной деятельности?

    Вот примеры диаграммы, которые отражают общую картину по результатам опроса.

 

    Профессор Московской Государственной Академии водного транспорта, действительный член Академии транспорта России, специалист в области лазерных и оптико-электронных систем Виталий Гаврилович Савельев сразу отметил, что только в атмосфере такого Центра, который несет свет и добро, возможна настолько прямая постановка вопроса и настолько же откровенная беседа. В настоящее время он читает в академии курс "Концепция современного естествознания". "Удовлетворенность, безусловно, есть. Она основана на том, что ряд научных результатов лег в основу теории разработок в области лазеров. Удалось сделать и то, что вошло в учебники. Но быть полностью удовлетворенным, наверное, не очень хорошо. Тогда нет желания развиваться дальше". В заключение он подчеркнул, что наука должна быть направлена не только на развитие производительных сил, но и на человека, так называемый нравственный императив.

 

    Директор Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и прогноза геофизических процессов Института минерального сырья, автор многочисленных книг, среди которых "Физика и религия", "Живая Земля" и др., Игорь Николаевич Яницкий сказал, что, несмотря на немалые трудности, его научному коллективу удалось решить те практические задачи, которые стояли перед ним последние 55 лет.

Поэтому он чувствует себя вполне удовлетворенным. Он занимается геофизическими наблюдениями и теснейшим образом связывает процессы, происходящие в недрах Земли, в атмосфере - с уровнем нравственности населения Земли, он видит их реальное практическое взаимовлияние и ратует за повышение уровня нравственности общества.

    Представитель независимой ассоциации ученых России Георгий Константинович Шутов выразил прямо противоположное мнение, высказав глубокую озабоченность невозможностью практического внедрения многих важнейших научных разработок из-за различных бюрократических препятствий, отсутствием помощи и внимания к нуждам ученых со стороны государства.

    Кандидат химических наук, специалист в области квантовой химии и руководитель историко-философского семинара Владимир Федорович Хрустов высказал свою точку зрения таким образом:

"Если говорить о том, что связано с удовлетворенностью от занятия наукой, то мне кажется, что самое высокое удовлетворение приносит не собственно внутринаучная работа, а осознание смысла сделанного в тех связях и мотивациях, которые к этой научной деятельности вели.

Поэтому радостнее, значимее делиться, контактировать, обсуждать с коллегами смысл научного поиска, потому что сам контакт, наблюдение, помощь тому, чтобы творческое начало возле тебя развивалось, приносит удовлетворение более высокого порядка, чем то конкретное, маленькое, личное, что удается придумать самому."

    На вопрос "Что бы Вы посоветовали коллегам исходя из своего опыта" ответила Римма Петровна Веденеева, ученый-эколог, педагог, профессор, талантливый организатор науки. В настоящее время она возглавляет организованную ею Высшую школу цивилизованного государственного деятеля.

"Необходимо понимать, что в этой жизни все возможно, и взлеты, и падения, и положительное, и отрицательное. Несмотря на все сложные жизненные перипетии самое главное для человека выработать свою философию жизни, которая помогает жить во всех ситуациях."

* * *

    Следующая группа вопросов касалась взаимоотношений ученого с коллегами и окружающими. На вопрос

"Зависит ли Ваша научная деятельность от мнения и отношения других людей?"

были получены такие ответы:

  •     Увы.
  •     Зависит; люди ждут от меня в любом деле, связанном с профессией, большей отдачи, чем от самих себя.
  •     Конечно, но решающей является моя оценка.
  •     Доброе слово приятно, но критика не менее важна,

    и другие.

    Тему взаимоотношений затронула в своем выступлении Надежда Павловна Французова, доктор философских наук, профессор, председатель секции теории и методологии творчества философского общества России. Она процитировала известного ученого древности Спинозу, который сказал, что "если какая-то вещь тебе нравится и она нравится другим людям, то она тебе нравится еще больше, а если она другим не нравится, то надо приложить немало усилий, чтобы она тебе еще продолжала нравиться. Это же относится и к поставленным здесь вопросам. Если идея, которую я предлагаю, нравится другим, если она вызывает у них интерес, то это большой стимул для того, чтобы продолжать работать над этой идеей и вносить что-то новое." Надежда Павловна пригласила всех присутствующих на программе принять участие в семинаре "Развитие науки и научного творчества", который пройдет в декабре этого года под ее руководством.

    На вопрос

"Есть ли что-то, что мешает Вашему научному творчеству?"

многие искренне ответили, что им мешают их собственные недостатки, в том числе медлительность, неорганизованность и пр., а также необходимость зарабатывать на жизнь.

 

    Краткий итог этой дискуссии подвела директор Московского центра БКВДУ Судха Рани Гупта.

    Она поделилась конкретным опытом того, как духовное знание, преподаваемое в университете, реально помогает решить многие из упомянутых проблем. Вот выдержки из ее выступления:

    "Одним из главных уроков, которому мы учимся в этом университете, является умение поддерживать равновесие парных качеств. К примеру, есть такое качество как твердость или упорство. Это хорошее качество, без которого не обойтись в жизни, и в науке в том числе. Но оно должно сочетаться с гибкостью. Иногда человек слишком упорствует, твердо стоя на своем. Он не готов выслушать мнение и идеи других. На духовном языке мы называем это привязанностью к своим взглядам. Еще это может проявляться как высокомерие. Но мы знаем: чем бы мы ни занимались, прежде всего, мы люди, и нам необходимо поддерживать достойные человеческие взаимоотношения.

    Человеку недостаточно одной только работы с приборами, материалами, реактивами. Для него очень важно вступать в контакт с другими людьми. Человек - это не материальный объект. В первую очередь - это духовное сознательное существо, обладающее чувствами, эмоциями. Поэтому нам нужно ответ на наши чувства. И здесь совершенно необходимо умение слушать других. Но не только слушать и соглашаться, надо еще уметь сконцентрироваться на главном, увидеть суть идеи, независимо от того, кому она принадлежит, оценить, принесет ли она благо человечеству.

    Научная работа требует особой концентрации, времени, затрат энергии. Ученые большую часть времени уделяют своей работе. И если не остается времени на себя, на семью, то жизнь не приносит ни удовлетворения, ни счастья. А когда не довольны и вы, и тогда ваша семья, то это влияет и на вашу работу. Поэтому вновь тема равновесия. Мы говорим, что там, где есть равновесие (balance - англ.), есть блаженство (bliss - англ.).

    Внося равновесие во все аспекты жизни, мы поднимаем уровень качества нашей жизни."

    * * *

    Следующая группа вопросов касалась организации научной деятельности, эффективности использования времени, различных способов поддержания работоспособности и т.п. На вопросы

"Сколько времени в день Вы уделяете научной работе?"

и

"Хватает ли Вам 24-х часов в сутки?",

некоторые отвечали, что они не разделяют науку и жизнь, но большинство давали вполне конкретные ответы, где наиболее часто звучали цифры 3-6 часов в день.



    Среди способов поддержания работоспособности наиболее часто предлагались следующие:

  •     смена обдумываемой проблемы
  •     режим и правильное питание
  •     занятия спортом и физическая активность.

    Нетипичным, но, на наш взгляд, очень интересным ответом здесь был такой:

  •     доброжелательные отношения с людьми (!).

    Кратко и содержательно выступил Владислав Францевич Галецкий, вице-президент по гуманитарному направлению Фонда "Исследовательский центр "Универсальный экономический проект", специалист по глобалистике. Отвечая на вопрос о том, сколько времени он посвящает научной работе, он сказал, что "здесь у времени есть два аспекта: время создания и время записывания. Любое открытие, озарение - это как стихи, про которые говорят, что они не пишутся, а записываются. Это относится к любому творчеству". Он разделяет мнение художника, который на вопрос: <Сколько времени ему потребовалось, чтобы написать картину?>, ответил: "Вся жизнь и еще шесть часов". Что касается того, хватает ли ему как ученому 24-х часов в сутки Владислав Францевич ответил: "Если приходят мысли - не хватает, если же не приходят, то 24-х часов даже слишком много".

    Ученый и художник, талантливый изобретатель, инженер и музыкант одновременно, Сергей Михайлович Зорин, директор уникального оптического свето-музыкального театра, которому нет аналогов в мире, ответил, что 24-х часов ему всю жизнь не хватало. "Увеличить сутки - не в нашей власти, поэтому надо уметь организовать свое время изнутри и получить соответствующую отдачу." Театр - его детище, и само его существование убеждает в искренности этих слов.

    Александр Гаврилович Кулагин, ученый, занимающийся применением вычислительной техники к социальным и иным процессам, поделился тем, что ему бывает очень трудно ответить на вопросы молодежи о том, почему наука оказывается бессильна объяснить причины кризисных явлений в мире и в частности, в России, почему столько препонов на пути внедрения научных изобретений и каковы прогнозы на ближайшую перспективу.

    На эти вопросы коротко и точно ответил доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, специалист в области философии цивилизаций и глобализации Аркадий Исаакович Липкин. Он сказал, что ученый, увлеченный наукой, поначалу не думает о практическом ее применении. С другой стороны, чем новее его изобретение, тем труднее его бывает внедрить. И еще он заметил, что мы живем во время стремительных, а к этому ни российская, ни мировая наука просто не готовы.

    Выступление Виджая Кумара, координатора Центров Брахма Кумарис с России, странах СНГ и Балтии, вернуло беседу в прежнее русло дискуссии о времени. "Что такое время и как им управлять? Когда я присоединился к университету, мне рассказали о том, что в жизни есть три бесценных сокровища. И если все три использовать достойно, это приведет к успеху. Время занимало среди них второе место. На первом были мысли, а на третьем - знание. Все три понятия очень тесно связаны между собой. Пришла мысль, мы воплотили ее в действие и наблюдаем за произошедшей переменой. На самом деле это и есть время как мерило перемен. Стрелки часов - всего лишь творение человеческих рук. А сегодня творец оказался привязан к этим стрелкам. Время (time - англ.) никого не ждет, оно как поток, волна (tide - англ.). Мысль подобна камушку, который бросают на ровную гладь озера. Представьте себе свой ум как неподвижную гладь озера, настолько ясную, что просматривается дно. В отражении спокойного озера ума вы можете увидеть свое собственное "я", все, что происходит в вашем уме. Но если бросить камушек мысли, пойдут волны, круги на воде. А если одновременно бросить много камушков? А если бросать в эту воду пустые и грязные мысли, что тогда? Будут не просто волны, разразится целая буря. И если подобное происходит в уме, то эти волны уносят человека от его цели. Поэтому управление временем это, в первую очередь, управление качеством наших собственных мыслей. И цель управления временем - не просто выполнить ту задачу, за которую я несу ответственность, но завершить выполнение той задачи, ради которой я живу, достигнуть цели в жизни. Поэтому мы ответственны за то, чтобы связать себя узами знания. Наука и возникла ради того, чтобы открыть истинное знание. Но, ведая или не ведая, умы ученых отошли от этой цели, и погрузились в глубь материи как таковой. Это трагедия. Они действительно достигли тончайших уровней материи, они черпают информацию из строения электрона и других элементарных частиц. Но истина гораздо более выше и утонченнее, чем самая крохотная частица материи. Она находится за пределами материи. Ее нельзя увидеть из-за барьера глазного зрения. Как нам подняться над этим барьером, как уловить эту сущность, чтобы управлять мыслями, временем? Если позволите, я назову ее душой. Это безмолвная сущность, в которой и сосредоточены вся информация, знание и качества. Поэтому, если мы хотим управлять временем, мыслями, помочь себе в постижении знания, совершенно необходима практика безмолвия. Это очень глубокий предмет, отнюдь не менее значительный, чем та наука, о которой мы говорим сегодня. Давайте украсим ту науку (science - англ.) этой наукой безмолвия (scilence - англ.). В этом заключена огромная сила. Я больше не буду занимать ваше время. Я просто забросил камушек в чистое озеро вашего ума. "


    В качестве смены деятельности и для поддержания активности и работоспособности аудитории и продолжения обсуждаемой темы организатооры дискуссии предложили собравшимся послушать песню "Скала", которая в прекрасном исполнении студентки университета наполнила зал ощущением глубины и стабильности, удовлетворенности и покоя.

    * * *

    После короткой паузы участники встречи перешли к обсуждению вопросов, непосредственно связанных с личностью ученого и процессам научного творчества. На вопрос

"Когда Вы осознали себя как ученого?"

были даны прекрасные ответы. Вот некоторые из них:

    Стремление к познанию было со школьной скамьи, но ученым не осознал себя до сих пор: ведь чем больше познаешь, тем больше убеждаешься, что очень мало знаешь.

  •     Год назад, когда осознал, что сделал что-то, чего не сделали другие.
  •     Среди особенностей личности ученого были выделены следующие:
  •     Умение концентрировать работу мысли на выбранном направлении.
  •     Нестандартный подход к решаемой проблеме
  •     1% таланта + 99% терпеливого труда
  •     Мотивация открытия, интуиция и умение чувствовать и дорожить вдохновением

    и другие.

    Профессор Российского университета культуры молодежи "Культура на пороге третьего тысячелетия" Бэлла Ароновна Эренгросс, говоря о личности ученого, заметила: "Думается, подлинным ученым человека делает гуманистическая идея, одержимость этой идеей и бескорыстное служение ей".

    Доктор технических наук Владимир Ефимович Заморока коротко, но емко сказал: "За душой несколько сотен научных работ. Результатами своих трудов, которые увидел уже в металле - конструкции самолетов ТУ-160, МИ-129 - доволен. Считаю, что ученому, прежде всего, надо оставаться человеком. С кем бы я ни встречался, какого ранга кто бы ни был, с высшим образованием или без, - для меня это не имеет решающего значения, - люди есть люди, и им либо присущи нравситвенные качества, либо нет".

    Доктор педагогических наук, зав. лабораторией экологического воспитания Российской Академии образования, Наталья Степановна Дежникова отметила, что ученых можно благодарить и уважать за какие-то материализованные вещи - изобретения, открытия и прочее. Но это, все-таки, согласитесь, довольно редкий случай. Ученых гораздо больше, чем этих открытий. А вот ученики - это тоже большое достояние ученого. Потому что пока живы ученики, ученого будут помнить, будут помнить его дело, то, что он передал, чему он научил своих учеников. Мне кажется, что личность ученого можно еще и с этой точки зрения оценить.

 

    Эту мысль продолжила доктор биологических наук, лауреат премии Вернадского, действительный член Экологической академии природо-пользования, Галина Николаевна Саенко, посвятила свое выступление личности выдающего ученого современности В. И. Вернадского, который ввел понятие ноосферы, как единого пространства материи. "У него не было тупиковых идей. Все его идеи прорастали в его учениках, в научных открытиях, в практическом использовании результатов научных открытий. Вернадский был кристально чистый, необыкновенно добрый, умный человек. Он говорил, что нет ничего, требующего большего уважения и бережения, чем свободная человеческая личность. А свободная человеческая личность - это та, в которой слились в единый поток искания науки, религии и философии." Галина Николаевна представила написанную ею и недавно выпущенную издательством "Наука" книгу о В. И. Вернадском "Ученый и мыслитель".

    Ангелина Михайловна Вовк, народная артистка, всеми любимый телевизионный диктор и ведущая телепрограмм, частый и желанный гость университета, сказала несколько благодарных слов в адрес ученых: "Ученые - это люди, наделенные особым даром божественно мыслить. Ведь не каждому приходят в голову какие-то гениальные открытия. Меня подобные люди восхищают. Я желаю всем процветания на этом поприще, чтобы вы действительно приносили пользу человечеству, и себе, конечно, тоже".

    * * *

    На вопрос

"Были ли в вашем научном творчестве незабываемые мгновенья?",

90% представителей всех сфер научной деятельности ответили "да". Конечно, у одних реже, у других чаще. Были ответы: Такое состояние как наркотик, оно стимулирует желание поиска и решения новых задач. Полный восторг от проделанной работы.

    Некоторые поделились конкретными примерами:

  •     Молодым инженером, зайдя в "тупик", нашел - неожиданно - выход, который сейчас называют революцией в проектировании летательных аппаратов XXI века.
  •     Первая самостоятельная статья и первые самостоятельные результаты.
  •     На вопрос: "Какое значение имеет для Вас такое понятие, как "глубокое безмолвие"?", многие ответили, что не знакомы с этим понятием или не интересовались этим. Но были и такие искренние ответы:
  •     С детства любил заниматься и размышлять в одиночестве, в тишине; стараюсь и теперь использовать "глубокое безмолвие" в своей работе.
  •     Именно оно и позволяет продвинуться в познании.
  •     Думаю, что именно в такие моменты все и происходит, но не владею соответствующей техникой.
  •     "Глубоким безмолвием" не страдаю, но все больше убеждаюсь в том, что "излишняя болтливость" хуже безмолвия. Наверное, права народная мудрость: "Молчание - золото".
  •     Я переживал его лишь однажды, в горах. Сейчас, пытаясь ответить на ваш вопрос, я думаю, что для меня "глубокое безмолвие" - это бесконечность.

    Профессор, директор Высшей школы международного бизнеса, Петр Николаевич Шихирев в своем выступлении сказал: "Подлинная наука должна стремиться к изучению той самой неосязаемой нашими позитивистскими методами реальности, которая есть, которая демонстрирует свое действие, начиная с повседневной жизни, кончая глобальными процессами. Питирим Сорокин сказал, что вся история человечества представляет собой смену трех типов познания одного другим. Первый тип - материальный, или чувственный, время которого сейчас заканчивается. Второй тип - идеоциональный, когда человек стремится к тому, что нельзя потрогать, интуитивно зная, что это есть. Третий, к которому мы сейчас переходим, интеграционный. В нем синтезируются преимущества первых двух. В связи с этим в обществе наблюдаются следующие тенденции:

  1.     В сфере экономики на первое место выдвигаются проблемы порядочности, доверия, уважения, социальной ответственности.
  2.     В деловых отношениях на первое место выдвигается стратегия ведения переговоров ради взаимной выгоды, взаимного выигрыша.
  3.     В области борьбы с алкоголизмом и наркоманией самыми эффективными и действенными становятся такие методы, которые позволяют соединить в человеке духовное начало с макрореальностью.
  4.     Придается значение практике медитации. Погрузитесь в безмолвие хоть на 15 минут, и вы увидите, как у вас постепенно пропадают барьеры, догмы, стереотипы. Вы успокаиваетесь, и к вам неожиданно приходят мысли. Есть данные американских ученых, которые провели исследование среди 1500 топ-менеджеров крупных компаний, и 85% из них заявили, что наиболее эффективные решения, при всем обеспечении информацией, фактами, они приняли, тем не менее, интуитивно. И медитация развивает это бесценное для нашего времени качество".

    Заключительным аккордом программы прозвучало выступление Джаянти Кирплани, директора Лондонского центра БКВДУ, координатора Европейской ветви университета, представителя от Брахма Кумарис в штаб квартире ООН в Женеве. Она посетила с коротким визитом Москву и Санкт-Петербург. Прежде чем перейти к предложенной ей теме о силе безмолвия, она в двух словах обрисовала современное состояние науки и тенденции ее развития. "Мы наблюдаем, что за последние 50 лет человеческой истории произошло больше перемен, чем за последние 500 лет, особенно в сфере науки. С появлением квантовой физики стало понятно, что наука больше не является объективной. То есть теперь нельзя с абсолютной точностью сказать, что вот это - предмет, а вот это - я, ученый, исследую этот предмет. Само исследование, наблюдение ученого изменяет то, что происходит. И сейчас мы входим в очень важную сферу, где уже нет разделения на "меня" и "это". Но происходит очень личное вовлечение во все происходящее. Некоторое время назад ученые сказали бы, что нас интересует лишь чистое размышление над происходящим. А предмет применения результата этого размышления зависит от тех, кто связан с технологией, практикой. Но здесь вмешался аспект нравственности: как будут использованы эти открытия, на добро или во зло? Я не думаю, что ученые теперь об этом не думают. Как только начинаются исследования в какой-то области, они сразу чувствуют свою ответственность за их результаты.

    И уже даже не 50, а последние 5 лет сильно изменили подходы к научным проблемам. А когда все так быстро меняется, необходим якорь. Мир крайне неустойчив и изменчив. Сферы наших исследований широко открыты и меняются каждое мгновенье. И если тот якорь, в котором мы нуждаемся, существует, то где его найти? Я думаю, что большинство людей осознают, что он не может быть найден вовне. Этим якорем должно быть что-то, что находится в глубине меня самого. И именно поэтому, я думаю, многие ученые обратили свое внимание на сферу безмолвия.

    Современный мир, без сомнения, является результатом чудес науки. Но само время зовет нас исследовать измерение безмолвия. Безмолвие открывает нам предельные возможности. Предельные возможности - это не рубежи внешнего пространства, и даже не рубежи элементарных частиц. Предельные возможности открываются при исследовании того, что происходит в нашем внутреннем мире. Это очень личный опыт. Его удается получить только в безмолвии. Никто не может рассказать мне, "кто я?" Как бы кто ни пытался, это не будет правдой. Только время, проведенное наедине с собой, помогает мне открыть самого себя.

    Мы слышали про силу мысли. Экспериментировать с силой мысли можно, только нацелившись микроскопом внутрь себя. Если мы хотим помочь людям жить лучше, чем они живут сегодня, нужны очень масштабное исследования. Я входила в состав делегации Брахма Кумарис на Саммите в Йоханнесбурге. Конечно, наш вклад отличался от дискуссии в целом. Что касается этого саммита, то, к сожалению, правительствами не были предложены ни временные рамки, ни конкретные действия в их пределах. Прозвучала даже мысль о том, что это было не "Рио +10", а "Рио-10".

    Я хочу сказать, что у нас есть наука, есть технологии, есть ресурсы, но есть и человеческий мир, есть дом, который должен быть обитаемым. Человек - социальное существо, и никто не может жить уютно в своем гнездышке, изолированно от всех остальных. В выступлениях часто звучали слова взаимосвязь, взаимопроникновение. Это положительная тенденция, но это означает и то, что я не смогу спокойно жить, если неспокойно моему соседу. Поэтому в начале XXI столетия действительно нужен другой подход, новое понимание того, что может сделать наука для создания лучшего мира. И в этом понимании огромную роль играет способность погружаться во внутреннее безмолвие и соединяться с изначально присущими мне ключевыми качествами. Я абсолютно убеждена, что в сердце каждого человека скрыто добро. Для меня это не вопрос и не предмет надежды. Это реальность, что в каждом человеке есть любовь, есть истина, есть покой и многие другие прекрасные качества. Погружение в безмолвие позволяет раскрыть эти внутренние сокровища, прикоснуться к тем качествам, что скрыты внутри, чтобы они проявились в наших делах. Вторая грань безмолвия - это то, что оно раскрепощает мой ум, раскрывая его для вдохновения. И это - огромный вклад в мою работу. Творчество рождается из безмолвия. Я позволяю своему уму быть спокойным, неподвижным. И в этой тишине я способен уловить касание.

    Хочется рассказать историю, которой поделился ученый-эколог Рашми Майор. Он был в экспедиции на Амазонке. Ему больше нравится жить среди местных жителей, чем в шикарных отелях. Как-то вечером его пригласили на церемонию похорон. Сначала он не понял, кто именно умер. Церемония длилась несколько часов. И в процессе церемонии он понял, что речь шла о похоронах реки Амазонки. Тогда еще не было никакой информации о том, что Амазонка действительно гибнет. Но те люди интуитивно понимали, чувствовали, что происходит нечто серьезное. Он спросил меня: "Откуда эти люди это узнали? Я как эколог не знал, что Амазонка гибнет, а я вел там исследования. А те люди каким-то образом интуитивно поняли, что именно это и происходит". И мы начали разговор, о том, сколько различных путей познания существует. Можно узнавать с помощью исследований, можно узнавать из истории. Но есть и другие формы познания, когда вдруг осеняет: "Эврика!"Я верю, что ум должен подготовить себя к восприятию высшей истины. И существуют такие энергии, которые можно уловить и познать благодаря безмолвию. Чем лучше я понимаю, как работает мой собственный ум, тем эффективнее я могу его использовать. Именно в безмолвии я начинаю изучать и исследовать энергию собственного ума, и учусь ее направлять и фокусировать. Безмолвие - это не пустота, это очень чистое позитивное возвышенное состояние. Оно приходит только после того, как я очистил, прояснил свой ум. Если есть жадность, привязанность, зависть - о безмолвии не может быть и речи. Когда же мой ум чист и спокоен, я могу уловить творческое вдохновение".

    Диди Джаянти предложила гостям программы разделить с ней бесценные мгновения безмолвия, проведя медитацию с комментариями. Под мелодичную музыку аудитория погрузилась в глубокое переживание внутреннего безмолвия.


    Организаторы встречи сердечно поблагодарили всех принявших участие в программе, ответивших на вопросы анкеты и проявивших искреннюю заинтересованность в обсуждении объявленной и предложили подумать о возможном дальнейшем сотрудничестве и темах для обсуждения.

    Информация о деятельности БКВДУ в Москве и Санкт-Петербурге регулярно появляется на сайте в интернете: www.brahmakumarisru.com

    Международный сайт: www.bkwsu.com


 



Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время


Rambler's Top100